поставки нефтепродуктов
Riccom » Транспорт » Почему в России ширина колеи железной дороги шире, чем в других странах

Почему в России ширина колеи железной дороги шире, чем в других странах

Почему в России ширина колеи железной дороги шире, чем в других странахПочему в России ширина колеи железной дороги шире, чем в других странах

Рельсами являются изделия, произведенные из углеродистой стали. Они укладываются на железобетонные или деревянные шпалы. Две параллельно идущих рельсы образуют путь для железнодорожного транспорта. Они принимают нагрузку от колес поездов.

Железнодорожные рельсы существуют разного вида. Они маркируются следующим образом: Р65, Р75, Р65К, Р50 и т.д. Цифра в названии говорит о количестве килограмм на один погонный метр изделия. Например, рельсы р65 в одном погонном метре имеют 65 килограмм. Расстояние между рельсами называется шириной железнодорожной колеи. В разных странах данная характеристика разная. Она различалась в России в разные времена. И сейчас ширина рельс в России больше, чем в других странах. По этому поводу ходит масса анекдотов среди работников железной дороги. Но есть и официальная версия такого различия.

Изначально ширина рельс создавалась такой же, как и ширина колеи дороги для трамваев (8,5 дюймов, 4 фута). Именно такие ж/д пути изначально можно было увидеть в Европе и в Северной Америке. Такой же ширины были и колеи для конок. Данная ширина использовалась из-за того, чтобы износ конок был минимальным. Колеса шли по уже созданной колее. Когда начали проектировать первые железные дороги, то данный размер колеи был взят за основу. Разработками по проектированию первой железной дороги занимался Джордж Стефенсон. Он же разрабатывал чертежи для строительства паровозов.

Первый поезд в России пошел по рельсам осенью 1836 года. Ширина ее рельсовой колеи составляла 182,9 сантиметров, что 8,5 сантиметров больше, чем в других странах. Эта дорога соединяла Царскосельский вокзал в северной столице и Павловск. Дороги в другие направления начали строиться практически сразу после запуска первых паровозов. И все они имели такую же ширину колеи.

В это время в других странах также активно шло строительство железнодорожных путей. Но там ширина колеи была намного меньше. Она составляла 143,5 сантиметров. Но российские ученые считали, что такой ширины рельс недостаточно для развития хорошей скорости и устойчивости поездов. Многие выступали за расширение ширины колеи, а также провоцировали Россию уменьшить свою ширину между рельсами. В этот момент люди задумывались о том, как же будут поезда ходить по железнодорожных путям в других странах. Также существует версия, что ширина железнодорожной колеи в России специально создавалась больше для того, чтобы противник не мог ехать по рельсам. И даже если конструкция поездов позволит перестраивать колеса под другую ширину рельс, на это будет требоваться время.

После строительства железнодорожных путей в разных регионах и странах, люди стали встречаться с проблемой, что для дальних поездок приходится тратить много времени на пересадки. Ехать на одном и том же поезде по разным дорогам нельзя. Это привело к мысли о стандартизации ширины колей. Тогда начался поиск оптимального расстояния между рельсами. Распространенными были колеи шириной 1067, 1435, 1524 и 1000 мм. На территории России расстояние между рельсами составляло 1524 миллиметра. Позже по неизвестным причина оно уменьшилось на 4 мм, и данное расстояние используется при строительстве железных дорог и по сегодняшний день. Такая ширина рельс создается в трамвайных путях и в метрополитенах.

Рельсы в других странах до сих пор располагаются друг от друга на меньшем расстоянии. Изначально были проблемы с транспортировкой грузов, если поезда пересекают границы. Но при создании автоматических систем для изменения ширины колеи, данная проблема уже не является такой актуальной.