DataLife Engine > Сырье > Зимнее дизельное топливо: современное производство, где применяется, как доставляется к конечному потребителю

Зимнее дизельное топливо: современное производство, где применяется, как доставляется к конечному потребителю


11-01-2023, 19:27. Разместил: Petr

Зимнее дизельное топливо: современное производство, где применяется, как доставляется к конечному потребителюЗимнее дизельное топливо является очень распространённым нефтепродуктом, которое находит широкое применение в разных отраслях. Ввиду своей экономичности солярка часто выигрывает у бензина, особенно если речь идёт о грузовом транспорте и спецтехнике. Зимнее дизтопливо предназначается для использования в холодную погоду, а от летней солярки оно отличается меньшей плотностью и немного составом.

Особенности производства и доставки зимнего дизельного топлива

Данное горючее производится путём переработки сырой нефти на НПЗ. С ассортиментом зимнего дизельного топлива можно ознакомиться на сайте ДТ6. Львиная доля состава дизтоплива представлено следующими углеводородами:

На сегодняшний день все производители на отечественном рынке должны соблюдать требования экостандарта Евро-5 (ТР ТС 013/2011). Производством дизтоплива в нашей стране занимается множество нефтеперерабатывающих предприятий. В столичном регионе расположен единственный Московский НПЗ, который принадлежит «Газпромнефти». Данное предприятие покрывает около трети солярки, используемой в столичном регионе. Остальная часть производится на других заводах, которые принадлежат компаниям «Роснефть», «Лукойл», «Тенеко/Татнефть» и пр.

Этапы перегонки ДТ

Технология производства зимнего дизельного топлива включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовку. Сначала сырая нефть отстаивается, смешивается и усредняется, а затем обессоливается и обезвоживается.
  2. Первичную переработку. На заводах осуществляют прямую перегонку сырой нефти, что обеспечивает разделение на разные фракции, исходя из температуры кипения (дизельные, бензиновые, газ, прочие углеводороды). Этот технологический процесс выполняется с помощью рефракционных колонн, где происходит подогрев нефти при нормальном атмосферном давлении.
  3. Вторичную переработку. Этот этап позволяет изменить структуру углеводородов и их химический состав. Основная технология – крекинг, при котором крупные молекулы расщепляются на мелкие. На данной стадии выполняется предварительная очистка будущего дизтоплива и подготовка к внесению катализатора во избежание загрязнения и для продления срока годности готового продукта.
  4. Компаундирование. На данном этапе прямогонные фракции смешивают с компонентами, полученными при вторичных процессах и гидроочистке, а также различными присадками. В итоге получают товарную летнюю солярку, которая соответствует установленным экостандартам и полностью готова к использованию.
  5. Финальную переработку. Для получения зимнего дизельного топлива на заводах проводят дополнительную переработку, которая призвана снизить содержание парафинов. Также на финишной стадии вносят дополнительные депрессорные присадки в предварительно нагретую солярку до +42…+62 градусов Цельсия.

Разновидности крекинг-процессов

Крекингом называют расщепление молекул. Благодаря этому процессу удаётся получить дизельное топливо с уменьшенной молекулярной массой. Для этих целей применяются специальные установки, в основе которых лежат котлы для нагрева нефтепродуктов и выделения газов. В других установках происходит повторный нагрев для испарения облегчённых углеводородов. Под воздействием высоких температур также расщепляются тяжёлые водороды.

В производстве зимней солярки используется два вида крекинга:

Сферы применения зимней солярки

Зимнее дизтопливо Евро-5 используется в любых регионах РФ, когда температура окружающей среды варьируется от -30 до +5 градусов Цельсия. В более холодных условиях ДТ начинает застывать, а при жаркой погоде проявляются негативные последствия меркаптановой серы (усиленное скопление нагара, загрязнение системы, засорение фильтров) и низкой вязкости (недостаточная смазка деталей ДВС, сильный износ трущихся элементов).

Главным назначением зимнего дизельного топлива является заправка транспорта и техники со средне- (500-1000 об/мин) и малооборотными двигателями (до 500 об/мин). В разных регионах выбираются различные марки солярки. Основные потребители дизтоплива Евро-5:

Особенности транспортировки солярки

Для доставки зимнего дизтоплива конечным потребителям могут применяться разные способы. Крупные партии доставляют по трубопроводам и ЖД-цистернами, а для средних и малых партий зачастую используется автотранспорт. Грузовики оснащаются специальными цистернами, системами защиты и другими комплектующими. Бестарная доставка осуществляется бензовозами или топливозаправщиками. Второй вид техники отличается наличием насосных устройств, которые позволяют дозированно перекачивать зимнее ДТ, что весьма удобно для заправки спецтехники.

Тарный вариант транспортировки предполагает предварительный разлив солярки по ёмкостям, которые различаются объёмом и материалом изготовления. Зачастую на нефтеперерабатывающих заводах ДТ разливают по пластиковым еврокубам на 1000 литров, металлическим бочкам на 200, а также канистрам на 20 литров. На каждую партию нефтепродукта должны предоставляться технические паспорта, технологические карты, сертификаты качества, результаты лабораторных исследований.

Стоит учесть, что дизтопливо для зимней эксплуатации должно храниться в соответствующих температурных условиях, при этом тара должна быть обязательно герметичной. При соблюдении оптимальных условий жидкое горючее можно смело хранить до 3-5 лет со дня производства.


Вернуться назад