Поставки
нефтепродуктов
Телефон для справок

Срыв запуска установки переработки высокосернистой нефти в Татарстане усложнил задачу поддержания стандартов российских экспортных сортов

Дата публикации: 09.11.2012
  В конце 2012 года в Татарстане должен был состояться запуск второй очереди НПЗ «Танеко» мощность 7 млн тонн, предназначенной для переработки добываемой в республике нефти с большим содержанием серы. По плану с начала 2013 года на НПЗ должна была перерабатываться нефть с содержанием серы до 2,3%, а в перспективе до 4%. Однако владелец завода ОАО «Татнефть» уведомила нефтетранспортную монополию «Транснефть», что как минимум до 2015 года вторая очередь не заработает, и завод сможет принимать на переработку нефть с содержанием серы не выше 1,8%. Это ставит перед «Транснефтью» сложную задачу поддержания стандартов российских экспортных сортов нефти при постоянно увеличивающейся доле тяжелой и высокосернистой нефти, закачиваемой в магистральные нефтепроводы с месторождений в Татарстане, Башкирии и других месторождений Волго-Уральского бассейна. 
 
Большие всего сернистой нефти закачивает в систему нефтепроводов «Татнефть» − 23-24 млн тонн в год нефти с содержанием серы до 4%. По словам заместителя вице-президента «Транснефти» Игоря Кацала, за два последних года количество высокосернистой нефти в системе «Транснефти» увеличилось почти на 3 млн т. В результате, сообщил менеджер компании, содержание серы в экспортном направлении по нефтепроводу «Дружба» увеличились за это время с 1,4% до 1,56%, на порт Приморск - с 1,35% до 1,45%, на порт Новороссийск - с 1,3% до 1,4%. 
 
Нефтетранспортной монополии приходится изобретать сложную схему смешения сортов и схемы поставок, чтобы не выйти за пределы утвержденных стандартов экспортных сортов. Содержание серы в основной российской экспортной смеси Urals не должно превышать 1,3%. Возможности увеличения прокачки сернистой нефти в западном направлении исчерпаны, но еще есть некоторый резерв на востоке. На Павлодарский НПЗ в Казахстане сейчас поступает нефть с содержанием серы 1,1-1,2% при допустимом уровне в 1,5%. Можно немного добавить сернистой нефти в трубу ВСТО. Утвержденный стандарт сорта ESPO допускает 0,65% серы, тогда как сейчас в трубе после смешения нефти из всех сибирских источников получается только 0,51% серы. 
 
Но возможности манипулирования составом экспортных сортов нефти ограничены. Неизбежное дальнейшее увеличение содержания серы в нефти и повышение ее плотности вынудит «Транснефть» искать радикальный выход из ситуации. 
 
Нефтяники Западной Сибири давно недовольны смешением их качественной нефти с тяжелой и сернистой нефтью Поволжья. В отсутствии института банка качества нефти и связанной с ним системы дифференцированной оплаты за качество сырья, сибиряки, фактически, дотируют «Татнефть». 
 
«Транснефть» не может прекратить принимать татарстанское сырье в свои нефтепроводы, так как для этого требуется решение на уровне правительства. Единственный выход − повышать количество серы в нефти, поставляемой на российские НПЗ, но это вызовет еще большее возмущение нефтяных компаний. 
 
Присутствие серы в нефти имеет два основных негативных последствия. Первое, ухудшение технологических условий переработки − соединения серы вызывают повышенную коррозию оборудования НПЗ. Второе, высокое содержание серы в нефти сказывается на содержании серы в конечном продукте, что снижает его стоимость на рынке, вплоть до невозможно выйти на рынки стран с высокими экологическими стандартами. О важности серы в нефти говорит такой факт, что некоторые азиатские заводы предпочитают закупать далекий российский Urals, а не более близкую и дешевую смесь Dubai, в которой содержание серы может достигать 2%. А российским компаниям, добывающим в Ханты-Мансийской АО низкосернистую нефть сорта Siberian Light с содержание серы около 0,57% выгодно в максимальных объемах вывозить ее на международный рынок железнодорожными цистернами, чтобы избежать смешения с плохой нефтью Поволжья.
 
Постоянное ужесточение требования по содержанию серы в бензине и дизельном топливе в развитых странах и России заставляет нефтепереработчиков либо уходить с этих рынков на менее требовательные, либо дополнительно инвестировать значительные средства в технологии очистки нефти от серы. 
 
Раньше в российском дизельном топливе допускалось содержание серы до 5000 мг/кг, а в бензине до 500 мг/кг. До конца 2012 года в России действует экологический стандарт «Евро-2», согласно которому серы в топливе может быть не больше 50 мг/кг. В 2013 году в нашей стране в силу вступит «Евро-3», и российские НПЗ не смогут выпускать в продажу бензин с содержанием серы свыше 15 мг/кг, а дизельное топливо − свыше 35 мг/кг. Заводам трудно будет выдержать эти стандарты при постоянно повышающемся содержании серы в исходном сырье. 
 
«По нашим расчётам увеличение содержания серы в нефти на 0,1% уменьшает стоимость нефти на $0,124 за баррель», − говорит пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Дёмин. Если помножить потерю 12,4 центов с барреля на добываемую в России нефть, убытки для страны оцениваются в размере порядка $460 млн за год. Примерно столько выделено на капитальный ремонт всех российских школ в 2012 году. Дорого обходится государству нежелание «Татнефти» самой решать свои серные проблемы.
 
Нефть России
Прайс-листы
Все товары
По умолчанию приведены цены со станции отправления. При выборе станции назначения цены автоматически пересчитываются в соответствии с ж/д тарифами.
Боковое меню
рекомендуем сделать
Онлайн-заявку
Подписка
Укажите Вашу электронную почту
По умолчанию приведены цены со
станции отправления. При выборе
станции назначения цены автомати-
чески пересчитываются в соответст-
вии с ж/д тарифами.